Наталья Киселёва

 

 

16 февраля 2005 г
(в журнал "Люди и песни" апрель 2005)

Если говорить кратко - чем образование в нашей школе (Школе-студии "Остров") отличается от образования в традиционной музыкальной школе, то вот чем: в нем нет ничего мертвого, формального и ненужного. А мне, как преподавателю дается полная свобода: я не ограничена этюдом, полифонией и крупной формой, которые мой несчастный ученик, дрожа от волнения, обязан продемонстрировать строгой комиссии, которая оценит результат его творчества по пятибальной системе. Классическое музыкальное образование дает прекрасную базу: ученик знакомится с шедеврами мировой музыкальной культуры, ему даются важные технические на-выки игры на инструменте, он изучает теорию музыки и так далее.
Но есть один важный момент: он не желает изучать теорию музыки, потому что не понимает на кой черт ему это надо, не желает работать над техникой, так как игра на инструменте вообще доставляет ему мало удовольствия, а наслаждаться шедеврами музыкальной культуры он не способен, просто потому что либо вообще не способен, либо он в данный момент к этому не готов и поэтому не способен. Короче: мало кто в результате такого образования не засовывает свой музыкальный инструмент подальше на шкаф. Вот я как раз и есть тот самый “мало кто”, потому что у меня был и есть очень хороший учитель. Кроме того, даже те, кто выдержал все трудности классического музыкального образования, часто вместе с приобретением важных навыков и знаний все-таки теряют что-то очень важное. Это важное – способность к творчеству, так как цель классического образования – воспитать грамотного исполнителя, но не творца. Меня всегда удивляло, что ни преподаватели, ни ученики как-то не обращают на это внимания, хотя, по большому счету, это чудовищно.
Меня так же поражало, что многие люди, не получившие музыкального образования, что-то сочиняют, подбирают, иногда даже импровизируют, пусть не всегда удачно, но они делают это, получают от этого удовольствие и не стесняются выступить перед аудиторией своих друзей, тогда как люди умеющие читать ноты часто не могут подобрать простую песенку и стесняются или волнуются, играя друзьям.

Что же я, как преподаватель, обладающий полной свободой, могу сделать в этой ситуации?
Во-первых, ко мне приходят люди с совершенно разными музыкальными способностями, разными вкусами и целями. Есть большое искушеение навязать свои вкусы и цели ученику, как это традиционно делается в музыкальной школе, однако в “Острове” этот номер не проходит. Собственно этот номер нигде не проходит, больше половины учеников обычной музыкальной школы покидают ее, не доучившись до конца. Поработав в “Острове”, я поняла, что силы учителя и ученика должны прикладываться в одном направлении, иначе результат будет нулевым. Поэтому учитель, по крайней мере в начале, должен забыть свои личные цели, он всего лишь проводник в этом совместном путешествии, цель которого выбирает ученик. А на практике все просто: развитие музыкального слуха, чувства ритма и способности внимательно вслушиваться в музыку открывают ученику возможность оценить и насладиться как раз-таки шедеврами , а не Бог знает чем.

Меня ученики тоже развивают. Я в этом году открыла с их помощью столько хорошей неклассической музыки! Возможно, если бы судьба не забросила меня на “Остров” мимо меня прошла бы вся неклассическая гитарная музыка. Я на самом деле рада, что научилась понимать разные музыкальные языки от джаза и фьюжн до фламенко, а к этому меня подтолкнуло общение с островитянами и теми творческими людьми, которые территориально граничат с “Островом”. Не каждый классический музыкант может себе это позволить. Вот так.

 

 

Новости студии